ВПЕРЕД, ВПЕРЕД !!! В прошлый век. Нужны ли тахографы ?
На перевозчиков надвигается очередная кампания – оборудование коммерческих транспортных средств, в частности, автобусов тахографами. Ожидаемый уровень затрат на каждый автобус порядка 50 тысяч рублей, плюс очень значительные непроизводственные потери рабочего времени ( и денег) на всякого рода согласования, поверки, простои автобусов и т.п. Государство также ожидают большие издержки на оснащение пунктов контроля специальным оборудованием, его регулярные поверки, обучение персонала, расширение штата сотрудников контролирующих органов.
Задумаемся, а действительно ли все это нужно ?
В европейских странах тахографы на автобусы стали устанавливать в конце 70-х годов прошлого века. Основное назначение – контроль скорости и контроль рабочего времени водителя. Россия опоздала на 35 лет. За это время кое-что изменилось. Появились персональные компьютеры, интернет, сотовая связь, системы спутниковой навигации. Россия обладает собственной системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. К этой системе уже подключены практически все автобусы, причем никто из перевозчиков против «подключения к ГЛОНАСС» не возражает. Затраты минимальные. Даже с дополнительными опциями они не превышают 10 тысяч рублей. А предоставляемые сервисные возможности очень велики.
Где находится автобус, с какой скоростью движется, какой пробег за выбранный интервал времени, получение «тревожных» сообщений, сведений о расходе, заправке и сливе топлива и т.д. – все эти данные поступают и хранятся на сервере в очень удобном для обработки виде. К ним имеют доступ руководство транспортных компаний и контролирующие органы. В отличие от тахографа, который фиксирует лишь скорость движения, например 90 км/час, система ГЛОНАСС фиксирует нарушения скоростного режима – ехал-то 90км/час, но в зоне действия знака 40 км/час. Единственная функция, которая пока не реализована, и из-за которой «заваривается каша» с тахографами – это контроль режима труда и отдыха водителя. Но реализовать ее на основе использования системы ГЛОНАСС не представляет никакой технической трудности. Была бы поставлена задача.
Водитель перед поездкой прикладывает к соответствующему считывающему устройству, подключенному к системе ГЛОНАСС, свою электронную персональную карту (также, как к электронному тахографу), на сервер поступает сигнал, и далее система «знает» кто за рулем, сколько времени он проработал и нарушал ли правила. Далее открывается широкий простор для реализации профилактических и фискальных мероприятий, начиная от отсылки SMS сообщений руководству компании и на сотовый телефон самому водителю и кончая выпиской штрафов. Причем все в автоматическом режиме при минимальных затратах.
В отличие от «проверки на дорогах», при такой системе исключается прямой контакт нарушителя с проверяющим, и, соответственно, исчезает «коррупционная составляющая». Установка датчиков ГЛОНАСС, в отличие от тахографов, не требует серьезного вмешательства в электропроводку и другие конструктивные элементы автобуса и не вызывает в последствии разного рода технических проблем.
Предлагается:
Провести технико-экономический анализ возможности реализации функции по контролю за режимом труда и отдыха водителей на основе использования системы ГЛОНАСС, без применения тахографов. До получения результатов и принятия решения обязательное оснащение коммерческого транспорта тахографами приостановить.
Рабинков Владимир Анисимович.